С 2010 года в РФ действует правило, согласно которому все автомобили независимо от класса и условий дороги должны всегда передвигаться только с включенными ходовыми огнями. Штраф за не включенные фары накладывается в соответствии со ст. 12.20 КоАП РФ.
Законодатели планировали таким способом сократить вероятность ДТП. Справедливо считается, что автомобиль, который передвигается с включенными огнями, лучше виден на дороге. Учитывая особенности климата РФ, мера оказалась действенной: количество аварий из-за невнимательности водителя сократилось на 30 %.
Содержание
Нужно ли включать фары днем
Согласно закону, на автомобиле должны быть включены в дневное время фары ДХО или ближнее освещение. Не имеет значения, где передвигается автомобиль: по городу, где достаточно освещенные улицы, или по уединенной трассе. В дождь, кроме ДХО, необходимо включать противотуманные огни, это позволит заблаговременно предупредить других водителей о местонахождении своего автомобиля и даст лучшую видимость для маневрирования.
Водителям следует учитывать, что если произошло ДТП, виновным признается и потерпевший, если в его авто не работала хотя бы одна фара ДХО или не был активен дневной свет.
Как ездить ночью
В темное время суток в пределах города необходимо использовать только ближний свет. Ночная городская улица освещается фонарями, витринами и пр., поэтому дальний свет разрешен только на неосвещенных участках.
При выезде на трассу необходимо переключить свет на дальний, допускается цвет фары в пределах температуры 3000–5400 кельвинов. Включать ближний свет вместо дальнего необходимо:
- Если навстречу движется ТС, расстояние не менее 150 м.
- Если водитель встречного транспорта подает сигнал, что его ослепил свет фар вашего автомобиля.
- При маневре обгона водителю разрешается «поморгать» дальним светом для предупреждения участников движения, п. 19.11 ПДД РФ.
Чтобы увеличить мощность дальнего света, многие автомобилисты устанавливают в галогеновые фары ксенон. Такое переоборудование оптики считается нарушением правил. Если дальний свет превышает параметры цветовой температуры, которая разрешена на дорогах общего пользования (бело-синий свет не более 5600 К, яркость не более 1500 Л), инспектор имеет право предложить водителю открыть капот, чтобы посмотреть, есть ли блок розжига на ксеноновую лампу.
Когда можно использовать ПТФ
Передние противотуманные фары можно использовать не только в условиях плохой видимости: дождь, туман и пр. Водителям разрешается:
- Включать ПТФ ночью одновременно с дальними или ближними огнями.
- Передние противотуманки разрешается включать днем вместо ДХО или ближнего света, согласно п. 19.4 ПДД.
- Использовать ПТФ во время дождя, тумана одновременно с ближним освещением.
«Недостаточная видимость» подразумевает неясные очертания дороги на расстоянии от 300 м из-за времени суток и погодных условий. Тень от деревьев, извилистая дорога, резкие спуски, которые ограничивают обзор, к термину не относятся.
Задний противотуманный фонарь запрещается включать вместе или взамен стопов. Задним ПТФ пользоваться можно при плохих погодных условиях.
ДХО и ближний свет
Не все автомашины имеют заводские дневные ходовые огни. Во многих старых моделях предусмотрено использование только двух видов освещения: дальний и ближний. В условиях низкой видимости ДХО, которые установлены на нижнем уровне переднего бампера, обозначают положение автомобиля спереди. ДХО включаются одновременно с запуском двигателя, в редких случаях их подключение проводится в ручном режиме через кнопку.
Согласно правилам, дневные ходовые должны быть включены постоянно. Если в конструкции автомобиля нет таких ламп, нужно включать ближний свет. При нарушении правил пользования ДХО или если не работает одна лампа, возможен штраф.
Штрафы
ПДД четко регламентирует, как пользоваться головным и дополнительным автомобильным освещением в зависимости от погодных условий, времени суток и местности. Водителям важно помнить, что закон запрещает сотрудникам ГИБДД самовольно открывать капот автомобиля или снимать фару, проверяя, какой тип лампы установлен в блоке.
Инспектор останавливает автомобиль, если визуально наблюдает следующие нарушения:
- Регулировка фар не соответствует ГОСТу. Это видно каждому участнику дорожного движения: дальние огни слепят прохожих и освещают не полосу дороги, а горизонт.
- Фонари не работают или очень грязные.
- На фарах отсутствуют рассеиватели либо используются лампы, которые не предусмотрены как штатные для конкретной модели.
Кроме штрафа до 3000 руб., при некоторых нарушениях водителю грозит потеря прав на период от 6 месяцев до года.
За ксенон
Если ксеноновые фары установлены на авто вместо штатных галогенных огней и инспектор без технического осмотра определил, что такая яркость нехарактерна для галогенок ближнего или дальнего освещения, последует:
- Составление протокола.
- Направление ТС на станцию техосмотра.
- Проверка соответствия световых приборов штатным.
- Штраф до 3000 руб. плюс лишение прав на срок от 6–12 мес., если обнаружится, что галогеновые огни были заменены на ксенон.
За ксенон в противотуманках также грозит штраф и лишение прав. При выборе ксенона для ПТФ рекомендуется выбирать лампу цветовой температуры до 3000 К. Желтый блок фары снизит дальность светового пучка, видимость улучшится без изменения яркости.
ЛЭД лампы
Штраф за диодные лампочки в фарах не предусмотрен, если этот тип света указан изготовителем. Если в модельном ряду в базовой версии авто установлен галоген, а более укомплектованная версия имеет штатные диоды, водитель может заменить галогеновую лампу на диодную. Автопроизводители предусматривают такую возможность для моделей автомобиля одного поколения.
Установка диодных элементов вместо штатного галогена позволяет значительно увеличить яркость фары, при этом параметры освещения будут в пределах правил. Определить, какая лампа стоит в блоке фары, без разборки последней нельзя. Диоды в зависимости от количества блоков дают мягкий ровный свет, не перегревают рассеиватель и имеют большой срок эксплуатации.
Несмотря на все преимущества ЛЭД блоков, за светодиодные лампочки, установленные без разрешения, также грозит штраф 500 руб. Могут и лишить прав на срок до 12 месяцев.
Чтобы установить светодиоды в фары головного света легально, нужно выполнить следующие пункты:
- Приобрести оптику, которая соответствует модельному ряду авто.
- Переоборудовать систему освещения в автомобиле.
- Посетить отделение ГИБДД (по месту, где стоит на учете автомобиль), заполнить заявление о внесении изменений в конструкцию ТС.
- Пройти техосмотр и внести поправку в карту диагностики.
- Выписать свидетельство.
Если сгорела лампа
Если машина передвигается с выключенными фарами, независимо от причины (перегорела лампочка, невнимательность, включен не тот свет и пр.) водителю грозит штраф 500 р. В отдельных случаях штрафа удастся избежать:
- Если автомобилист убедит инспектора, что нерабочей фара стала несколько минут назад.
- Штраф за неработающую фару не будет взыскан, если авто едет в направление сервиса и есть подтверждение — звонок на СТО.
- Автомобилисты могут получить только устное предупреждение за невключенные фары, если это первое нарушение по невнимательности.
- Если днем горят все фары головного света — это не нарушение, такой пункт не предусмотрен правилами. Поэтому инспектор может просто посоветовать не разряжать аккумулятор.
Наиболее распространенные причины, когда положен штраф за отсутствие освещения:
- За управление ТС с одной фарой.
- При въезде в тоннель забыли включить ближний или дальний свет, посчитали, что ПТФ или ДХО достаточно.
- Нет переключения света ночью при разъезде транспорта.
- Разбитые линзы не позволяют скорректировать пучок света, который слепит водителей встречного транспорта.
- Использование ДХО ночью без головного освещения.
Устанавливать дополнительные фары, равно как и фары головного света, разрешается только в соответствии с габаритами авто.
За повторное нарушение правил использования осветительных приборов на ТС в 80 % случаев, кроме штрафа, лишают прав.
За «моргание фарами» штраф не предусмотрен. В редких случаях инспектор придирается к водителю и пытается вменить ему «неправомерное использование светового прибора», но водитель всегда может ответить, что он делал это, предупреждая встречных автомобилистов о возможном маневре обгона со своей стороны.